i_a_simonova (i_a_simonova) wrote,
i_a_simonova
i_a_simonova

Categories:

Спасённые реликвии

По соседству с выставкой Патриарших наград (см. предыдущий пост: Выставка церковных наград в Москве) в жилом доме усадьбы Тургеневых-Боткиных, в Музее военной формы одежды Российского военно-исторического общества, можно увидеть ещё одну экспозицию — "Спасённые реликвии". На ней представлены образцы русской военной формы XVIII–XIX столетий. До 1917 года они были частью собрания Императорского Интендантского музея, учреждённого ещё при Петре Первом. В так называемый "магазин образцов" поступали предметы военной форменной одежды не только российской, но и иностранных армий, а также их проектные, экспериментальные чертежи и образцы.

В 1868 году на основе существующей коллекции был открыт Интендантский музей, и Высочайшим Указом Императора Александра Второго было велено продолжать комплектовать его как типовыми, так и опытными экземплярами военной формы, сохраняя их для истории.

После революции музей был ликвидирован, экспонаты были сложены в ящики и отправлены в подвалы Петропавловской крепости. В 1932 году некоторые из раритетов были переданы Артиллерийскому историческому музею, другие — отправилась в костюмерные театров. Но большая часть осталась в запасниках, ветшала, скиталась по стране. Только в 1959 году коллекция стала доступна ограниченному кругу специалистов при опытно-конструкторской базе Центрального вещевого отдела, организованного Управлением вещевого снабжения Министерства обороны СССР.

В 2015 году Антон Николаевич Губанков, директор Департамента культуры Министерства вооружённых сил России, поддержал идею передачи 300 предметов из запасников музея Минобороны Российскому военно-историческому обществу для их реставрации и экспонирования в стенах Музея военной формы одежды РВИО.

Спустя столетие забвения и всего лишь через год после начала восстановительных работ посетителям музея демонстрируются бесценные экспонаты, жемчужины коллекции, едва не исчезнувшие в водовороте времени. Пока только 21 предмет, скрупулёзно отреставрированный, а порой практически возрождённый заново. К осени устроители обещают значительно расширить круг представленных образцов военного костюма и амуниции Императорского эпохи.

Выставка посвящена памяти Антона Николаевича Губанкова, погибшего при крушении самолёта в районе Сочи 25 декабря 2016 года.

* * *

В истории России военная служба была наиболее достойным и престижным жизненным поприщем. Из военной среды вышли многие выдающиеся деятели отечественной культуры: поэты Державин, Лермонтов, Фет, писатели Лев Толстой, Достоевский, Куприн, музыканты Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи, художники Федотов, Верещагин...

Блестящее великолепие военного костюма играло немалую роль в привлечении юношей в вооружённые силы страны, составляло предмет особой гордости военнослужащих. Не даром один из афоризмов незабвенного Козьмы Пруткова гласил: "Если хочешь быть красивым, поступи в гусары".

А Афанасий Фет вспоминал, как в молодые годы ему "хотелось преобразиться в формального кирасира", и он "мечтал о белой перевязи, лакированной лядунке, палаше, медных кирасах и каске с гребнем из конского хвоста, высящегося над Георгиевской звездой".

Военные мундиры произвели в своё время большое впечатление на художника Александра Бенуа. Вспоминая своё петербургское детство, он писал о чувстве восторга, охватившем его при виде торжественных военных построений и смотров: "До чего были эффектны белая или красная с золотом парадная форма гусар, золотые и серебряные латы кирасир, кавалергардов и конногвардейцев, высокие меховые шапки с болтавшимся на спине красным языком конногренадёров, молодцевато набок надетые глянцевитые шапки улан"...


Кираса обер офицерская Лейб-Гвардии Конного полка. Потомки князей Трубецких рассказывали мне в начале 1990-х, как вдова репрессированного князя Владимира Сергеевича Трубецкого (1892-1937), автора "Записок кирасира", княгиня Елизавета Владимировна, урождённая княжна Голицына, поплатилась арестом и гибелью в Бутырской тюрьме за попытку сохранить кирасирский мундир супруга в ссылке в Андижане (Узбекская ССР). При обыске его нашли спрятанным в бельевом шкафу...
Палаш офицерский Лейб-Гвардии образца 1768 года. Палаш драгунский нижних чинов образца 1797 года.


Полковой штандарт Лейб-Гвардии конного полка. Россия, 1798 год. Шёлк, камка, штоф, золотые нити, пайетки.
На штандарте вышиты вензели Императора Павла Первого и Двуглавый орёл, головы которого обращены в одну сторону — к сияющему Кресту. На штандарте вышит девиз: «Сим Знамением победиши». По преданию, Римский Император Константин Великий увидел эту надпись в небе рядом с Крестом перед победоносной битвой с Императором Максенцием.


Штандарт кавалерийский эскадронный. Россия, 1803 год. Шёлк, камка, штоф, золотые нити, пайетки.


Слева: мундир обер и штаб-офицеров Лейб-Гвардии Преображенского полка. Россия, 1825-1826 годы. Сукно, шерсть, тесьма, золотые нити, металл.
Шпага офицерская пехотная, образца конца XVIII - начала XIX веков с орденом Святой Анны 4 степени "За храбрость":

Справа: мундир обер и штаб-офицеров Лейб-Гвардии Измайловского полка. Россия, 1817-1820 годов. Сукно, шерсть, тесьма, золотые нити, металл.
Шпага офицерская кавалерийская образца конца XVIII - начала XIX веков.


Шапка гренадерская нижних чинов Гренадерского батальона Пехотного полка бригадира Карла Эрнста фон Цоймерна (Шлезвиг-Гольштейнский корпус на русской Императорской службе). Россия, 1762 год. Сукно, лён, тесьма, металл; шитьё, ткачество, штамповка, роспись, окраска, золочение.


Шпага офицерская (парадная). Россия, середина XVIII века.
Шляпа штаб-офицерская Голштинской пехоты (Шлезвиг-Гольштейнский корпус на русской Императорской службе). Россия, середина XVIII века. Фетр, перья страуса; валяние, шитьё.
Предположительно принадлежала Императору Петру III:

А вот как выглядел экспонат до реставрации (кадр из видеофильма, показываемого в музее):



Фуражная шапка нижних чинов дворянского Мушкетёрского полка Принца де Конде (Эмигрантский корпус Принца Людовика-Жозефа де Бурбон Конде на русской Императорской службе). Россия, 1798. Сукно, бархат, холст; ткачество, шитьё.


Куртка нижних чинов Нижегородского драгунского полка образца 1834 года. Россия, 1834 год. Сукно, лён, шнур, кожа, металл.
Шашка нижних чинов Азиатского образца, 1834 год. Россия, Златоустовская оружейная фабрика.


Мундир нижних чинов Лейб-Гвардии Конно-Гренадерского полка. Россия, 2-я четверть XIX века. Сукно, лён, шерсть, тесьма, кожа, металл.
Сабля кавалерийская нижних чинов образца 1827 года. Россия. Златоустовская оружейная фабрика.


Лядунка (сумка на перевязи через плечо для патронов) нижних чинов Лейб-Гвардии Конного полка. Россия, 1798 год. Кожа, латунь, дерево; штамповка, шитьё, токарская работа.


Сумка патронная офицерская Гренадерского батальона Пехотного полка бригадира Карла Эрнста фон Цоймерна (Шлезвиг-Гольштейнский корпус на русской Императорской службе). Россия, 1768 год. Кожа, бумага, металлическая нить, золочёный галун.


Чепрак (суконная попона) с чушками Кавалергарского полка. Россия, 1800 год. Трип, лён, кожа, металл, пайетки; шитьё, чеканка, серебрение, золочение.



Шляпа генеральская. Австрия, начало XIX века. Принадлежала Императору Александру Первому. Фетр, золотный генеральский галун, металл, тесьма, кожа.


Шапка гренадерская нижних чинов Лейб-Гвардии Павловского полка, принадлежала гренадеру 1-й роты Фёдору Канаеву. Россия, 2-я четверть XIX века. Сукно, лён, кожа, металл.


Каска офицерская Лейб-Кирасирского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка. Россия, 1845 год. Принадлежала Императору Николаю Первому. Кожа, замша, металл, бархат, эмаль.
Была разработана в 1830-е годы лично Императором Николаем Первым совместно с придворным живописцем, генерал-майором Свиты Его Императорского Величества Л. И. Килем на основе кирасирской каски и древнерусского шлема. В XIX-XX веках в различных модификациях носилась военнослужащими прусской, германской и английской армий, пожарными и полицейскими. Кадры из видеофильма, показываемого в музее, где в шлеме с пикой (пикельхельме) на парадных портретах изображены Николай Первый и Бисмарк:





Доломан корнета 1-го Гусарского Сумского генерала Сеславина полка. Россия, 1912-1917. Сукно, атлас, шёлк, шнуры канительные, металл.
Шашка драгунского офицера образца 1881-1909 годов. Россия, Златоустовская оружейная фабрика, 1909 год. Клинок образца 1892 года.


Мундир гренадера 1 статьи роты Дворцовых гренадер. Россия, конец XIX - начало XX веков. Сукно, галун, шерсть, холст.
Сабля пехотного офицера образца 1826 года. Россия.


Кивер нижних чинов Гренадерского стрелкового батальона (до 1848 года — Финский стрелковый батальон). Россия, 1855 год. Сукно, холст, кожа, конский волос, металл.






Tags: Военная форма, Москва, Музей военной формы одежды, РВИО, выставка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →